На главную
О проектеКонтакты
ФорумДоска объявлений

На главнуюКарта сайтаНаписать письмоФотоальбом
Главная » Дети до трех лет » Вехи развития

Контроль сфинктеров. Как и когда снимать подгузник.

Контроль сфинктеров.
Одно из прав человека, обычно не прописанное в книгах, однако повсеместно соблюдаемое – возможность совершать дефекацию тогда, когда хочется. Конечно, может случиться, что нам срочно нужно по нужде, а мы находимся в ситуации, мало этому способствующей, либо далеко от туалета, и поэтому вынуждены терпеть (и все мы прекрасно знаем, чего нам это стоит). Также мы прекрасно знаем, чего стоит сходить по нужде, когда этого не хочется (классическое «сходи в туалет перед дорогой – потом не будет возможности»). Представь себе, что директор какой-нибудь фабрики обязал бы всех служащих во избежание излишней потери времени ходить в туалет с 11.00 до 11.45, всех вместе. Тебе не кажется, что это не столько унизительно, сколько гротескно? Тебе не кажется, что возникли бы акции протеста, что об этом заговорили бы в газетах?

Если заставлять взрослого человека ходить по нужде в 11.45 и запрещать ему это в 13.28 кажется нам просто смешным, намного более смешным нам должно казаться заставлять делать подобное маленького ребёнка. Если наша дочка 9-ти ( или 19-ти) месяцев обкакается в штанишки, она cделает это не из вредности, не чтобы досадить нам, не потому, что больна, а потому что это нормально, потому что в этом возрасте дети ещё не контролируют свои сфинктеры. И если мы посадим нашего сына 5-ти (или 15-ти) месяцев на унитаз, и у него ничего не получится, мы не должны думать, что он издевается над нами или бросает нам вызов, что его необходимо показать психиатру; с ним все в порядке – он просто не умеет пока пользоваться унитазом. Честно говоря, мы бы не удивились, если бы 5-ти месячный малыш просто свалился с унитаза.

Но был период, веришь ты в это или нет, когда 9-ти месячных, и даже 5-ти месячных детей заставляли пользоваться горшком. В 1941 г. доктор Рамос, говоря о втором триместре жизни ребёнка (то есть между тремя и шестью месяцами), утверждал:

Регулировать естественные акты дефекации и мочеиспускания - такое же мощное воспитательное средство. Начиная с трёх месяцев мать должна сажать ребёнка на горшок в то время, когда он обычно делает «кучку» и если он её не сделает, разрешено, но только в течение нескольких дней, ставить ему глицериновую или свечку из какао-масла , чтобы у него возникла ассоциация между понятиями «горшок» и «испражняться».

Вы заметили одну деталь? Контроль сфинктеров – это не цель, а способ. Предлагается не воспитывать ребёнка, чтобы он справлял нужду в горшок, а наоборот - управлять дефекацией, чтобы воспитать ребёнка. Цель – не добиться, чтобы ребёнок не пачкался - это вторично. Истинная цель – воспитать ребёнка, научить его подчиняться и выполнять волю его родителей. Тот, кто научен подчиняться такому смехотворному приказу, как «а сейчас – какать!», потом будет подчиняться, без вопросов и протестов, любому другому приказанию. Уже в 1905 г. Фрейд с абсолютной ясностью высказал ту же самую концепцию:

У новорождённых один из самых недвусмысленных признаков будущей аномалии или невроза – отказ исполнить акт дефекации, когда его сажают на горшок (то есть, тогда, когда это кажется наиболее уместным лицу, ухаживающему за ним) и сохранить за собою (ребёнком) право осуществить этот процесс, когда это удобно ему самому (ребёнку).

Это означает, что если новорождённый (предположим, что речь идёт о детях менее 12-ти месяцев) не испражняется тогда, когда ему велят родители, а тогда, когда испытывает в этом нужду – он «отказывается» слушаться, «оставляет за собой» право на это невероятное удовольствие, бросает вызов родительскому авторитету и обнаруживает яркие признаки будущей аномалии и невроза. Все дети, которые продолжают пользоваться подгузником после года, согласно Фрейду - невротики. И правду говорят, больше сумасшедших на воле, чем в дурдоме.

Почему Фрейд, Рамос и многие другие были так убеждены в том, что говорили? Чтобы утверждать подобные вещи, они должны были видеть детей младше одного года, умеющих пользоваться горшком по назначению. А чтобы утверждать, что существует связь между двумя этими явлениями (неврозом и умением пользоваться горшком), они должны были знать невротиков, имевших проблемы с пользованием туалетом.

Действительно, метод работал со многими детьми. Некоторые дети какают каждый день в определённое время, и если их посадить на горшок именно в этот момент, результат достигнут! Если процесс повторять, ребёнок начнёт ассоциировать горшок с актом дефекации, и в конце концов будет выработан условный рефлекс. Типичный пример – знаменитая собака Павлова, которой давали послушать звон колокольчика всякий раз, когда она ела. В результате стало достаточно звука колокольчика, и у собаки начиналось слюноотделение («текли слюнки»). Условный рефлекс бессознателен, он не требует ни способности мыслить (у собаки её нет), ни свободного выбора (собака не может выделять слюну, когда хочет, а только, когда слышит колокольчик).

Если ассоциация между горшком и дефекацией не достигалась автоматически, проводилась стимуляция при помощи глицериновой свечки или клизмы, которые обычно вызывают выделение кала через несколько минут после её введения. Кроме того, известно, что от холода маленькие дети чаще писают, таким образом, достаточно было снять детям штанишки, чтобы добиться результата. Однако, были, естественно, и дети, у которых не удавалось выработать условный рефлекс, многие дети, которым не удавалось какать по приказу.

Сегодня бабушка, соседка, медсестра, педиатр и книжка говорят неопытным родителям: «Естественно, а чего вы ожидаете? В этом возрасте они ещё не контролируют сфинктеры» «А, хорошо», - отвечают родители и убирают горшок до следующего года, так и быть. С этими детьми ничего не случится, и они, понятное дело, не станут невротиками. Однако, 80 лет назад, если шестимесячный ребёнок не какал в горшок, соседка, бабушка, педиатр, книжка и психиатр говорили родителям: «Это невозможно», «Да он смеётся над вами», «Возможно, он болен», «Один мой двоюродный брат вот так же начинал, а потом попал в сумасшедший дом», «Вы должны быть настойчивее», «Твёрдая рука – вот что нужно вашему ребёнку» .....Опечаленные родители настаивали, часами высаживали ребёнка на горшок («Пока не покакаешь, не сдвинешься с этого места»), кричали на него, угрожали и наказывали, ворчали на него («Такой большой, и все ещё в подгузнике!»), показывали его врачу, давали ему слабительные, делали ему клизмы, сажали его попой в горячую воду в наказание (в книгах описываются типичные ожоги от кипятка). Ничего странного, что некоторые из этих несчастных детей действительно становились невротиками, пророчество сбывалось, соседи и педиатры восклицали «Я предупреждал, что этот ребёнок плохо кончит, если его не научат пользоваться горшком до года». Фрейд, как и почти все в то время, перепутали следствие с причиной. Они и представить себе не могли, что именно усилия, направленные на «воспитание» ребёнка, приводили к неврозам. К счастью, все большее и большее число врачей начали отдавать себе отчёт в истинной проблеме, и в 70-х годах доктор Бланкафорт в совершенстве выразил мнение тогдашней науки (и продолжающее существовать до сегодняшнего дня):

До года попытки «обучить» ребёнка контролировать его физиологические отправления бесполезны и даже контрпродуктивны. Необходимо воспитывать ребёнка, а не «дрессировать» его, как зверька. Единственное и самое большее, чего могут добиться некоторые особенно упорные и одержимые матери - выдрессировать ребёнка, но ценой многочасовых высаживаний на горшок, что будет настоящей пыткой для ребёнка, и что может определить во многих случаях предрасположенность ребёнка к отрицанию, к отказу, а то и к настоящему страху. [….] Намного вероятнее, что ребёнок будет в состоянии осуществлять полный контроль над этими процессами ближе к двум годам.

Полностью согласен. Я поправил бы доктора Бланкафорта только в одном: вместо того, чтобы признать, что это медицина и психиатрия позорно ошибались по данному вопросу, он обвиняет «упорных и одержимых матерей». Бедные матери! Единственное, что они делали – это следовали рекомендациям педиатров и психиатров тридцатилетней давности.

К счастью, современное воспитание младенцев опирается на науку, и сейчас уже никто не использует варварские методы, такие как, например, обучение пользованию горшком трёхмесячных детей. Ведь так? Нет, к сожалению, не так. Есть похожий варварский метод – «обучение» ребёнка сну. В один прекрасный день, когда будет признано, что оставлять детей плакать ночью и заставлять их спать отдельно от матерей в первые годы жизни - «бесполезно и даже контрпродуктивно», и что эти матери «дрессируют, а не воспитывают» своих детей, вина опять будет возложена на «упорных и одержимых матерей». Как будто бы они все это придумали.

Как и когда снимать подгузник.
Часто говорится об «овладении контролем сфинктеров», и это смутно беспокоит родителей. Потому что, на первый взгляд, «овладение» предполагает обучение. Кто и как должен научить ребёнка контролировать его сфинктеры, что бы это ни означало?

Да нет же: научиться не писать в штаны, как научиться ходить, сидеть и говорить – это вещи, которые не требуют ни обучения, ни преподавания. Есть дети десяти лет, и даже взрослые, которые не умеют читать или играть на пианино, потому что никто их этому не научил. Родители должны что-то предпринимать (учить ребёнка самим, найти преподавателя или школу), если они хотят, чтобы ребёнок умел делать это и многие другие вещи. Но не существует детей десяти лет, которые не умеют ходить, сидеть, говорить, и которые писают в штаны (в состоянии бодрствования). Все здоровые дети (и значительная часть больных) прекрасно контролируют мочеиспускание (днем) и дефекацию с четырёх лет, и даже раньше.

Что бы вы ни делали - будете вы это делать «хорошо», или «плохо», и даже если не будете делать вообще ничего - ваш ребёнок научится. И поэтому вопрос должен быть не «что мне надо делать, чтобы мой ребёнок научится пользоваться туалетом», а скорее всего, таким:

«что мне надо делать, чтобы мой ребенок не страдал, учась пользоваться туалетом?». И самый верный ответ таков: «самое лучшее – не делать ничего». Или как можно меньше.

Когда родители что-то предпринимают, когда высаживают ребёнка часами на горшок, когда заставляют его сидеть на горшке, пока он не «сделает дело», когда они ругают его, если он писается в штанишки, со временем ребёнок в любом случае научится пользоваться туалетом, но он будет страдать в процессе «обучения», и его родители тоже. В крайних случаях может случиться, что некоторые «уроки» могут вызвать задержку в усвоении или стать причиной отказа ребёнка от дефекации, который трансформируется в запоры.

Но если мы никогда не снимем ему подгузник, как же он научится? Не будет ли он носить подгузник всю свою жизнь? Я в этом сомневаюсь. Я не знаком ни с кем, кто бы проверил это, но подозреваю, что, даже если родители вообще не проявляли бы никакой инициативы, все дети рано или поздно сняли бы с себя подгузники сами. Никто не идёт гулять в подгузнике в пятнадцать лет. Проблема в том, что подгузники стоят немалых денег, а менять их – определённых усилий, поэтому почти все родители, рано или поздно, стараются снять подгузник своим детям.

Это в общем-то не должно повлечь за собой никаких проблем. Подгузник – вещь абсолютно искусственная, изобретённая сравнительно недавно, которая создана для удобства не детей, а их родителей. Дети не нуждаются в подгузниках. Многие родители снимают своим детям подгузник с наступлением лета, и – будь что будет! Бывает, даже раньше года, прекрасно зная, что просто невозможно, чтобы ребёнок контролировал мочеиспускание и дефекацию. Для этого, естественно, лучше, чтобы в доме не было ковров, и необходимо быть готовыми убирать за ребёнком в любом месте и в любое время без малейшего ворчания и недовольства. Таким образом, ребенок может избежать возможного раздражения на коже из-за жары, а родители – значительной траты денег на покупку подгузников. Если в конце лета ребенок продолжает писать в штанишки (что легко можно ожидать), ему снова надевают подгузник, и все довольны.

В течение первого лета после исполнения двух лет, когда действительно есть надежда на перемены, родители могут объяснить ребенку, чего они от него хотят: «Когда захочешь писать или какать, скажи об этом». Но, конечно, родители не станут приставать с вопросами, не хочет ли он в туалет, каждые полчаса (достаточно объяснить это один раз в июне, в крайнем случае, раз в две недели), не станут усаживать его на горшок, когда он их об этом не просит, не будут его упрекать и ругать, не будут подшучивать над ним из-за его «проколов» или ложных тревог, не будут вести себя с нетерпением. Можно спросить ребенка, что он предпочитает: унитаз (как мама и папа), горшок (и пусть он сам выберет тот, который ему нравится), или адаптер для унитаза.

Некоторым детям удается достигнуть контроля в первое лето, некоторым – на следующее лето. Некоторые, естественно, достигают этого контроля в середине этого периода, и просят, чтобы им сняли подгузник зимой.(«Ты уверен?» «Да» «Хорошо, давай попробуем»).

Мы уже говорили, что снять подгузник обычно не несет никакой проблемы, но бывает, что проблемы возникают. Даже если никто их не ругал, не заставлял, не давил, не делал обидных замечаний, некоторые дети не соглашаются, чтобы им снимали подгузник. Они так привыкают носить его, что не представляют себя без него. Объясни своему ребенку, что он может писать и какать в любом месте – ты не рассердишься. Если, несмотря на твою готовность, он хочет ходит в подгузнике – надень его ему без возражений. В конце концов, это не он придумал, это его родители решили надеть ему подгузник, когда он родился, и не его вина, если он к нему привык. Бывает, что ребенок, который попросил снять ему подгузник в полтора года, в два с половиной просит надеть ему его снова. Не настаивай, не торопи время, просто скажи ему «хорошо, когда захочешь, чтобы тебе его сняли, скажешь мне», вот и все.

Некоторым детям нравится ходить без подгузника, но у них не получается пользоваться горшком. Они чувствуют позывы, говорят об этом родителям, но писать или какать сидя у них никак не получается. Они хотят подгузник. Бывает, в течение какого-то периода приходится надевать им подгузник всякий раз, когда они должны пописать и покакать. Некоторым детям, играющим голышом на пляже, приходится надевать подгузник, чтобы они пописали. Не удивляйся, не жалуйся, не смейся. Надень ему подгузник без всяких споров – теперь уже осталось недолго. Некоторые более робкие дети не решаются попросить надеть им подгузник, но и горшком пользоваться они не могут, и пытаются сдерживаться как можно дольше. Некоторые даже страдают от запоров на этой почве. Если ты заметишь, что твой ребенок перестал ходить по большой нужде в период, когда ему сняли памперс, попробуй надеть ему его снова (даже если он тебя об этом не просил).

Нет ничего плохого в возвращении к подгузнику после нескольких дней или месяцев без него. Это не шаг назад, не регресс, и это не наносит никакого вреда ребенку. Естественно, если он сам от него не отказывается.

Теперь рассмотрим другую крайность: ребенок не способен еще к контролю, но настаивает, чтобы ему сняли подгузник, или после того, как он провел лето без подгузника, не хочет надевать его вновь. Как всегда, очень важно поговорить с ребенком и отнестись к нему с уважением. Если происходят только «случайные ошибки», лучше сделать так, как он просит. Если же контроль равен нулю, попробуй убедить его надеть подгузник снова. Но если он отказывается категорически, если дело доходит до слез, если он переживает происходящее, как поражение и унижение, лучше послушать ребенка, попытавшись, может быть, прийти к некоему копромиссу («дома ходи без подгузника, но когда мы идем на улицу – надень его»). Бывает, приходится отказаться от прогулок на несколько недель, чтобы не переживать эту «драму». Именно поэтому очень важно не зацикливаться на этом вопросе, не отпускать комментарии, не говорить ребенку : «Как стыдно, такой большой - и все еще в подгузнике», «Посмотрим, когда же ты наконец научишься ходить в туалет», «Если ты будешь продолжать писать и какать в штаны, придется надеть тебе снова подгузник, как маленькой девочке» и другие подобные милые вещи. Никогда не следует разговаривать с ребенком в таком тоне, ни на тему подгузников, ни на какую-либо другую.

Все нормальные дети могут себя контролировать днем, и нет нужды их этому обучать. Если твой ребенок продолжает писать и какать в штанишки после четырех лет (за исключением редких «проколов» с мочеиспусканием), поговори с педиатром. Когда есть проблемы, часто они имеют психологическую причину (временами причиной явяется именно «обучение» пользованию хоршком во что бы то ни стало, иногда – это проявление ревности или конфликтов). В некоторых случаях недержание кала (энкопрез) – это следствие запоров: формируется твердый комок кала, который раздражает слизистую прямой кишки, и провоцирует ложную диарею. Ребенок не испражняется по желанию, и ворчание и наказания только ухудшат ситуацию.

Но совсем другое дело с ночами. Хотя многие дети могут спать, не писаясь в постель, уже в три года, многие другие дети продолжают делать это (ночной энурез) до подросткового возраста, а иногда и всю жизнь. Во время первой мировой войны 1% призывников в США был признан негодным к службе именно по причине энуреза. Причиной ночного энуреза почти никогда не являются органические или психологические нарушения - энурез зависит от созревания нервной системы и генетической предрасположенности (он передается по наследству).

Некоторым детям удается не писаться в постель в какой-то особый день (например, если они остались на ночь у школьного друга) ценой не смыкания глаз всю ночь напролет. Естественно, они не в силах делать это несколько дней подряд. К несчастью, некоторые родители не понимают невероятных усилий, которые предпринимают их дети, и упрекают их («В гостях у Павла тебе удалось не описаться, но дома ты не беспокоишься, конечно, здесь же я стираю простыни»). Такие комментарии не только жестоки, но и ошибочны. Какое-то время назад одна мама писала на одном интернет-форуме, что ее дочь семи лет все еще писается в постель. Другая мама ей ответила:

Я писалась в постель до 16 лет, и мне было так плохо, я так комплексовала из-за этого....Я не спала целыми ночами, чтобы не намочить матрас, но за те пять минут, что я проваливалась в сон, это случалось снова. Я ничего не пила целыми днями, это было ужасно, но я продолжала писаться в постель. Я вставала ночью постирать простыни, чтобы никто ничего не заметил. Не ругай свою дочку, не вешай на нее эту ответственность, это – как болезнь: в один прекрасный день я неожиданно перестала писать в постель. Мой старший сын писался ночью до тринадцати лет.....

Я хочу рассказать вам один анектод, как дань уважения великому японскому педиатру доктору Итсуро Яманучи из г. Окаямы. Я посетил его больницу в 1988 г., и меня очаровал этот мудрец, который смиренно продолжал работу участкового педиатра, несмотря на то, что являлся директором крупнейшей больницы. Однажды я сопровождал его во время его обхода, и он объяснял происходящее на английском языке.

- Этому мальчику 6 лет, и он писает в постель. Я объяснил его матери, что это нормально, что ничего не поделаешь, и что я сам писал в постель до семи лет.

- Какое совпадение! – воскликнул я на на своем плохом английском. – Я тоже писался в постель до семи лет.

Доктор Яманучи быстро (к моему удивлению) перевел мои слова, и мать ребенка посмотрела на меня с еще большим удивлением, а потом рассыпалась в благодарностях.

Немного позже другая мать, слушая врача, снова поглядела на меня с удивлением, а потом снова рассыпалась в благодарностях.

- Этому мальчику десять лет, и он тоже писает в постель.Я объяснил его матери, что я сам писал в постель до одиннадцати лет. А ты до семи.

- Но.....доктор....Вы же сказали мне, что писали в постель до семи?

- Хм, - улыбнулся доктор Яманучи. – Я всегда прибавляю один год к возрасту их детей.

 

Опубликовано: 18 февраля 2010

Комментарии

 

Смотрите также:

«Детки в клетке» или детская застенчивость
Личный опыт: Как отлучить трехлетнего ребенка от груди
Как играть с ребенком
Не пойду стричься!
Какую планировать разницу в возрасте между детьми?
Как и зачем любить ребенка
ЧТОБЫ РЕБЕНОК ЛЮБИЛ ЧИТАТЬ. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Развитие речи. "Молчуны" и "говорушки".
Крестить или не крестить – вот в чём вопрос
«Гениальное» приучение к горшку
Учить или не учить?
Тесты развития ребенка 10-12 месяцев
Развитие ребенка в 1 год
Развитие ребенка в 11 месяцев
Развитие ребенка в 10 месяцев
Тесты развития ребенка 7-9 месяцев
Развитие ребенка в 9 месяцев.
Развитие ребенка в 8 месяцев
Развитие ребенка в 7 месяцев
Тесты развития ребенка 4 - 6 месяцев

Администрация сайта не несет ответственности за содержание (и орфографию!) сообщений, публикуемых на доске объявлений, в форумах, в отзывах и комментариях к материалам.
Использование материалов сайта разрешается всем желающим. Все равно не запретишь. Если чувствуете при этом непреодолимую потребность быть порядочным человеком, поставьте на нас ссылочку.